Ода «Space Oddity»: часть 1

Сингл вышел в Британии и США в июле 1969 года. Итальянский релиз — январь 1970 года. А-сайд 9/75. В-сайд 2/80. Присутствует в концертных альбомах Ziggy Stardust: Motion Picture, Live in Santa Monica’ 72, BBC Sessions 1969-72, Bowie Live At The Beeb. Бонус-трек в альбомах Scary Monsters, David Live (2005), Space Oddity (2009). Видео: Ziggy Stardust, Moonlight Serious.


По прошествии всех лет Space Oddity остается самой узнаваемой, самой популярной и, возможно, самой значимой для карьеры Боуи песней. Она становилась хитом дважды, и в результате оказалась самым продаваемым синглом Боуи в Британии, потеснив Let’s Dance и Dancing In The Street на второе и третье место соответственно.

История фатального путешествия Майора Тома в космос стала частью поп-мифологии, с годами Боуи добавлял в нее все новые штрихи. «Это песня о том, как человек уходит в себя, — сказал он однажды. — У нас с Майором Томом есть много общего».

Очевидно, что внезапный и болезненный конец его отношений с Гермионой Фартингейл является частью этой истории: ссора на съемках фильма Love You Till Tuesday, по мнению Кеннета Питта, стала последней каплей, это произошло за день до того, как Боуи записал в студии первую версию этого трека. Лирика выражает меланхоличный настрой (Planet earth is blue and there’s nothing I can do) и полную покорность судьбе (I think my spaceship knows which way to go).

Неопределенность, которая заключается в том, что мы не знаем, действительно ли отказала связь или же Майор Том просто перестал отвечать, игнорируя запросы с Земли, придает песне почти шекспировскую глубину: «Быть или не быть?»

Страх Боуи «потерять контроль» легко заметить и в других его песнях, например, The Man Who Sold The World, I Am Divine, No Control, что дает основание воспринимать «Ground Control» как метафору его напряженных отношений с матерью, разрыва отношений с девушкой, которые давали ему чувство душевного комфорта и уверенности в себе, ухода из привычного окружения и страх потери своей индивидуальности по мере того, как его карьера набирала обороты.

Некоторые склонны видеть в путешествии Майора Тома героиновый трип, ссылаясь на строки «lift-off / отрыв» и «floating in the most particular way / я летаю самым удивительным образом». Позднее Дэвид утверждал, что в 1968 году он «баловался с наркотиками, только из любопытства, мне это никогда не доставляло удовольствия».

Однако Хатч, в то время близко общавшийся с ним и с Гермионой, в беседе с Полом Тринкой сказал, что он считает эти заявления Боуи частью мифа, который тот создавал вокруг себя, и что на самом деле, «когда мы зависали в подвалах в разных компаниях, ни он, ни Гермиона даже траву не курили, а пили только белое вино».

***

Источник вдохновения Боуи, который не оставляет сомнений — фильм Кубрика «Космическая одиссея: 2001». Название его «странной песенки» указывает на это явным образом. Один из знакомых Боуи, пожелавший остаться неназванным, в биографии Кристофера Санфорда рассказывал, что просмотр этого фильма произвел на Боуи эффект «разорвавшейся бомбы».

«Это чувство изоляции было мне так знакомо, — говорил позднее Боуи. — Я был ошеломлен, потрясен, когда увидел этот фильм, я ходил на него несколько раз подряд. Он стал для меня откровением, из которого родилась эта песня».

Из интервью Дэвида Боуи 52 лет у Дэвида Боуи 22 лет:

«…Я записывал песню, которая называется ”Space Oddity”. Это своего рода сиквел ”[Космической одиссеи] 2001” – футуристического фильма, который я смотрел недавно с моей девушкой Гермионой и второй половиной моего дуэта – парнем из Йоркшира по имени Хатч. Этот Кубрик – фантастический парень. Такой современный, объективный и потрясающе беспристрастный. Фантастический».

И, конечно же, июль 1969 года был месяцем, когда Нил Армстронг высадился на Луну. Сейчас уже очень трудно представить, какой ажиотаж и хаос творился тогда по этому поводу в прессе, но в 1969-м Тони Палмер в Observer’s назвал боуиевскую Space Oddity «верхом цинизма в то время, как все мы, затаив дыхание, следим за первыми шагами человечества в космосе и прославляем наших героев в скафандрах, которые совершают подвиги, не задавая лишних вопросов».

Неудивительно, что пресса почувствовала подвох в песне, где есть строчки о газетчиках, которые «жаждут узнать, какую футболку вы носите». Боуи еще не раз вернется к размышлениям о тщетности земной славы, в образе Зигги он попытается соединить два значения слова «звезда» и раскрыть смысл того, что значит быть «звездой» (и позднее, в песнях Fame, It’s No Game, Somebody Up There Likes Me, The Stars (Are Out Tonight), Blackstar).

Однако самая невероятная и удивительная теория о происхождении Майора Тома состоит в том, что Боуи, должно быть, дал это имя своему герою, потому что будучи еще мальчиком он видел плакаты, развешенные по всему Брикстону: «Tom Major, father of the future Prime Minister» (Том Мейджор, отец будущего премьер-министра).

***

Что касается музыки, Space Oddity демонстрировала новый уровень мелодизма Боуи, который заметно продвинулся с момента основания им трио Feathers в 1968 году. Стиль, аранжировка и, собственно, лирика восходят к заатлантическому фолк-року поздних 60-х, в особенности напоминая Bee Gees, их первый хит «New York Mining Disaster 1941″. Хатч рассказывал: «Дэвид слушал их, и он сам говорил, что вокал этой песни написан в манере Bee Gees».

Насчет Би Джиз — пожалуй, да. Их песня вышла в 1967 году, полное название звучит как New York Mining Disaster 1941 (Have You Seen My Wife, Mr. Jones?), лирика похожа по настроению, и созвучие голосов Боуи и Хатча в припеве Space Oddity очень напоминает вокальные гармонии Робина и Барри. Но в аккомпанементе у Боуи гармоническая схема гораздо сложнее. Можно сравнить 1 и 2.

Монотонность мелодии в интро (переговоры перед стартом) сменяется взрывом эмоций и скачком почти на октаву в куплете, когда корабль достигает орбиты (You’ve really made the grade!), гармония аккомпанемента уверенно шагает по основным ступеням лада. Отвечая Земле, Майор Том вторит их интонациям, но потом — послушайте, что происходит в припеве (For here am I sitting in a tin can), он явно не адресован центру управления!

Припев почти целиком состоит из септаккордов, в короткой музыкальной фразе трижды появляется большой мажорный септаккорд, характерный для джазовых композиций — диссонирующий, неустойчивый, потому что он состоит из двух трезвучий противоположного наклонения (минорного и мажорного). Нет точки опоры, земля уходит из-под ног. Затем следует инструментальный 8-тактовый бридж. Во втором куплете гармоническая схема повторяется, однако вокал на ее фоне становится все более напряженным. А потом мы снова слышим улетно-апатичный припев, приводящий к медианте, не имеющей тяготения ни в одну из устойчивых ступеней лада.

И все-таки из милосердия, чтобы не бросать слушателя в невесомости, или же чтобы добавить загадочности и неопределенности песне в целом, в конце звучит бодрый гитарный проигрыш, и классическая кода — через тонику в доминанту.

***

Существует множество версий, редакций, записей и перезаписей Space Oddity. Самое короткое демо, обрывающееся после обратного отсчета, можно найти в одном из бутлегов, дату которого трудно определить.

2 февраля 1969 года, на следующий день после разрыва с Гермионой, самая ранняя полная версия была записана в Morgan Studios, Willesden, именно она вошла в фильм Love You Till Tuesday. Во время этой однодневной сессии, которую продюсировал Джонатан Вестон, в студии к Дэвиду и Хатчу присоединились Дэйв Клог (бас), Тэт Мигер (барабаны) и Колин Вуд (хаммонд-орган, мелотрон и флейта).

Эта версия отличается от классической более быстрым темпом, кроме того, Дэвид и Хатч разделили между собой вокальные партии, получился своего рода дуэт: Дэвид поет от лица Майора Тома, а Хатч – «Центр управления». Эта же запись, но в урезанном варианте, затем появилась на пластинке The Deram Antology 1966-1968.

Для описания клипа, снятого к этой песне, пожалуй, лучше всего подойдет слово «причудливый»: юный Дэвид направляется к звездам в шлеме, удивительно напоминающем мотоциклетный, а добравшись туда, оказывается в компании двух полураздетых космических сирен.

Вскоре после этого вместе с Хатчем были записаны еще две акустические демо-версии (одна из них позднее была включена в компиляцию Sound + Vision, а другая — в переиздание альбома Space Oddity 2009 года). После записи этих версий обязательства Дэвида по его контракту с Mercury Records были исчерпаны.

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Ода «Space Oddity»: часть 1: 3 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s