«Представление» Николаса Роуга

perf

В 1970 году вышел британский фильм под названием «Представление» — режиссерский дебют Николаса Роуга (впоследствии режиссер фильма «Человек, который упал на Землю») совместно с Дональдом Кэммеллом, отмеченный также крышесносящей операторской работой Роуга. Кроме того, этот фильм стал актерским дебютом Мика Джаггера, который сыграл роль полубезумной, затворившейся от мира, андрогинной рок-звезды Тернера. Второго главного персонажа играет Джеймс Фокс — образцово-показательный мод Чейз, попавший в крупные неприятности в бандитской компании и пытающийся от них скрыться под личиной артиста-жонглера. В итоге Тернер оказывается изнанкой его собственной личности.

Рекламный слоган фильма: «Vice. And Versa» (Две стороны одной медали — лат.). «Nothing is true, everything is permitted» (Нет ничего реального, все дозволено). То есть, если смотреть на жизнь как на представление, нет никаких тормозов, нет ограничений.

Фильм снимался в 1968 году, но после тестового просмотра, когда одну из зрительниц вырвало прямо в зале, был перемонтирован трижды. Авторы вдохновлялись творчеством Хорхе Луиса Борхеса. Сексуальные сцены с участием Аниты Палленберг и Мика Джаггера так разозлили Кита Ричардса (Анита в то время была его подругой), что он отказался записывать песню для фильма. Через 16 лет Джеймс Фокс сыграет вместе с Дэвидом Боуи в мюзикле «Абсолютные новички» (1986).

Одна из рецензий на «Кинопоиске» так хороша, что хочется ее запостить целиком.

Великий режиссер Павел Руминов в одном интервью как-то сказал, что пытается разобраться во всех просмотренных и непонятых им картинах, сводя это к тому, что ошибки зрителей более вероятны, чем бездарность создателей тех же картин.

Вот и я, немало грешившая, отчего-то вспомнила эти золотые слова при просмотре «Performance». Мой циничный мозг, падкий на различного рода сюжетные головоломки, трудно выключить. Представьте, будто вам без остановки показывают слайды, визуально разобщенные, но с логической взаимосвязью. Что в первую очередь попытался сделать мой мозг — это тут же выстроить истинную, существующую в единственном экземпляре и принадлежащую только мне, последовательную цепочку происходящего.

Естественно, на тридцатой минуте, еще до появления Мики «резиновые губки» Джаггера, этот же самый мозг произнес трагическое: «У-у-х!» и, скорее всего, я бы нажала на паузу, чтобы прийти в себя, но видимо — на то и было рассчитано, и действие потекло более-менее спокойным ручейком. Николас Роуг воспользовался этой передышкой, не тратя время зря. Своей фантастической камерой он вводит меня вместе с Чезом в мир андерграунда, переломного момента для рок-музыки.

Я люблю фильмы о рок-музыкантах и с рок-музыкантами. «Performance» — это шанс увидеть гермафродитоподобного Мика Джаггера, иногда я путала его с его же подружкой Люси — французская девочка-мальчик. Во второй раз убеждаюсь, что Роуг лучше всех снимает эротические сцены — его камера прямо впивается в плоть, и это ни капли не пошло.

Я немного расслабилась и начала рассчитывать, что и развязка пройдет в том же тоне… Но единственное, что мой ничтожный мозг понял, — мне необходимо пересмотреть «Performance» в срочном порядке, не чтобы влюбиться, а чтобы понять и, возможно, полюбить. То, что Роуг и Кэммелл превратили «Performance» в грандиозное представление с «переодеванием» и присутствием актуальной для всех времен темы: «Кто я?» с психоделическим привкусом грибов, — несомненный факт, столь явно и нарочито лежащий на поверхности, что заставляет меня усомниться в собственной правдивости.

И когда я об этом пишу, мне кажется, во мне просыпается страстное желание — нет! не понять, а попытаться почувствовать, ощутить это как поэзию или музыку — в море с разбегу! вниз головой! И я, как младенец, учусь всему заново — чувствовать, удивляться, любить.

В дополнение к рассказу о фильме «Представление» очень интересная документалка «Influence and Controversy The Making of Performance» (1970), перевода нет

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Добавить комментарий

