Tony Visconty about Baal

Недавний пост в фейсбуке Тони Висконти (перевод и мои дополнения под катом).

«Немного об участии Дэвида Боуи в спектакле «Ваал» по пьесе Бертольта Брехта. Мало кто помнит, что музыка к этой постановке была последним, что мы с Дэвидом записали в Ганза-студии в Берлине. Здесь без труда можно определить, что запись вокала велась с трех микрофонов, это особенно заметно, когда Дэвид поет очень громко. Вы можете услышать то же характерное звучание, какое было в «Heroes», когда мы записывали звук, отраженный от стен помещения (в Ганза есть большой зал с великолепной акустикой для записи симфонического оркестра, где и происходила запись «Heroes», а позднее — пяти треков для «Baal EP»; микрофоны с определенной чувствительностью устанавливались на разном расстоянии от источника звука, чтобы записать не только звучание голоса и инструментов, но и реакцию окружающего пространства. Подобную методику применял Гарет Джонс, когда вместе с Депеш Мод работал в Ганза-студии над альбомом «Black Celebration», этот эффект наиболее четко слышен в заглавном треке альбома — прим. перев.). Мы по минимуму использовали аппаратную реверберацию, но при этом я старался максимально уловить реверберацию помещения при записи вокальных треков Дэвида и оркестровых партий (у нас был очень маленький «оркестр», по одному музыканту на каждый инструмент: кларнет, труба, аккордеон, контрабас, скрипка и пр.).

Доминик Малдауни, наш дирижер, знаток творчества Брехта, написал все эти великолепные аутентичные оркестровки, благодаря которым песни, написанные Брехтом, зазвучали в полную силу. Дэвид собирался на записи в Ганза петь вживую под аккомпанемент оркестра, но он приехал в студию слишком поздно, и мы успели записать живьем лишь последнюю песню. Естественно, тогда еще не было никаких мобильных телефонов, поэтому мы все волновались, куда он делся. А он проспал. Дэвид сам финансировал эту запись, без участия лейбла. В музыкальном спектакле, который сняли для ВВС, он играл роль Ваала и пел, но ему аккомпанировала лишь пара инструментов. Боуи хотел раскрыть весь потенциал этой музыки, и поэтому решил сделать студийную запись. В те дни у него была трудная финансовая ситуация, он участвовал в двух судебных разбирательствах против своих бывших менеджеров, так что эти песни были записаны во имя чистой любви к искусству.

Нельзя не упомянуть Эду Майера (Edu Meyer, полное имя Эдуард Майер), нашего замечательного звукоинженера в Берлине, который знал всю историю музыкального театра в Германии от и до. Эду имел звание «Тонмейстера» за десятилетия до того, как кто-то другой смог получить его в любой другой стране (Тонмейстер — успешный музыкальный продюсер, который одновременно является высококлассным звукоинженером, и при этом не имеет определенной специализации, то есть может работать с любыми музыкантами и в любых музыкальных жанрах — прим. перев.).

Должен сказать вам, что слушая эту запись, я забываю дышать. Дэвид провел весь остаток того дня, записывая вокальные партии на три микрофона, по методике, которую я придумал во время работы над «Heroes». Как вы можете слышать, его вокал совершенен. Я не могу вспомнить, записали ли мы все песни в тот же день или пришлось заканчивать на следующий, но в любом случае, это не заняло много времени. Я смикшировал их все в течение той же студийной сессии.

Единственное видео, которое Дэвид снял для этого мини-альбома — The Drowned Girl, режиссером был Дэвид Маллет, а снимали его в моей студии Good Earth, в Сохо. Музыканты в этом клипе были не настоящими: Коко Шваб играла на гитаре, я на контрабасе, Мэл Гейнор на трубе и Энди Хэмилтон на кларнете. И тем же составом мы сняли видео для Wild Is The Wind (просто удивительно, насколько дешево это можно было сделать в те дни).

Я счастлив снова слышать эту музыку. Примерно два года назад я разговаривал с Дэвидом, и тогда он был уверен, что эти песни больше никогда не издадут ни в каком формате. Он убедил в этом и меня. Но теперь я очень рад, что кроме виниловой пластинки «Baal EP», которую я храню, два дня назад я смог скачать этот альбом через iTunes. И знаете, я понял, что эта музыка не устарела ни на один день. Это одна из лучших работ Дэвида, вечная классика. Он всегда любил музыкальный театр, и Бертольт Брехт мог бы гордиться таким поклонником.

UPDATE: Только что я достал свой винил, чтобы посмотреть, что написано на конверте и убедиться, что Доминик Малдауни вписан как соавтор (да, он вписан). Но я обнаружил удивительную вещь: этой пластинки НИКОГДА НЕ КАСАЛАСЬ ИГЛА ПРОИГРЫВАТЕЛЯ. Моя копия — ДЕВСТВЕННА!


ЗЫ. В этом видео Тони Висконти поздравляет работников студии Ганза с наступившим 2016 годом, с 69-летием Боуи и говорит о новом альбоме «Blackstar».

Мемориал в честь Дэвида Боуи спустя два дня — фото.

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Добавить комментарий

