Saviour Machine

10 самых мощных компьютеров мира — раньше я не интересовалась реально существующими суперкомпьютерами, но Боуи и сюда заставил влезть,))

В 1970-м суперкомпьютеры уже давно существовали в научной фантастике. Писателей, естественно, интересовали не технические, а философско-этические проблемы, связанные с возможностью появления искусственного интеллекта. Уже в 1920-30 годах было написано множество рассказов о роботах, восставших и уничтоживших своих создателей. Айзеку Азимову надоели эти страшилки, и в 1942 году он придумал обязательные правила поведения для роботов — Три закона робототехники, в те времена казавшиеся исчерпывающими для того, чтобы обезопасить человека. Однако на сегодняшний день все специалисты сходятся во мнении, что применение этих законов возможно лишь в утопических романах.

Философским источником для Боуи в Saviour Machine могла стать «Космическая одиссея: 2001» Кубрика. В фильме полет на Юпитер доверили трем членам экипажа — двум пилотам НАСА и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом HAL 9000. Вмешательство военных в алгоритмы работы HAL 9000 предопределило трагический исход экспедиции. HAL 9000, испытывая затруднения в сокрытии истинной цели (о «монолите» никто из экипажа не должен был узнать до тех пор, пока «Дискавери» его не достигнет), сначала «солгал» экипажу о неисправности блока антенны связи с Землей, а потом, сымитировав несчастный случай, убил одного из членов экипажа в открытом космосе и отключил системы жизнеобеспечения находящихся в анабиозе ученых. Чудом выживший Дэйв Боумен смог деактивировать HAL 9000 и достичь Юпитера.

Но к лирике песни еще более близок сюжет американского фильма 1970 года «Колосс: Проект Форбина». В годы холодной войны тема суперкомпьютера, обеспечивающего суперзащиту от суператаки, была весьма популярна. В фильме «Колосс» рассказывается о гигантском компьютере Colossus, призванном защищать американские границы от врагов. После запуска Colossus сразу же обнаруживает суперсекретный компьютер русских Guardian («Хранитель»). Видимо, они чисто случайно располагались в одной суперсети,)) Компьютеры просят объединить их высокоскоростными магистралями связи и вместо того, чтобы DDOS’ить друг друга, уходят в приватную беседу, защищенную такими криптоалгоритмами, что человечеству пришлось бы построить третий супергигакомпьютер – специально для расшифровки. Экстренное отключение связи привело машины в ярость – с помощью баллистических ракет они стирают в порошок несколько малозначащих населенных пунктов. Напуганные военные вновь соединяют компьютеры, о чем еще успеют пожалеть, ведь теперь Колосс хочет править всем миром! (фильм с переводом есть на трекере)

***

Как бы там ни было, Боуи делает акцент не на проблеме искусственного интеллекта, а на том, что человечество с готовностью снимает с себя всю ответственность за свою судьбу. Суперкомпьютер — Машину Спасения — люди называют своим Мессией (The Prayer), абсолютно полагаясь на то, что более мощный разум сможет в один момент решить все их проблемы. Можно вспомнить песню Cygnet Committy, обложку Андервуда и высказывание Боуи в интервью 1969 года о том, что люди — как стая крыс, только и ждут своего крысолова с дудкой. Как видно, он продолжает думать об этом, и старается найти новые, яркие лирические и музыкальные образы, чтобы донести свою мысль. В итоге имеем четыре с половиной минуты кинематографичной музыки, которая могла бы стать саундтреком к фильму о Джеймсе Бонде, если бы тот вздумал спасать человечество от суперкомпьютеров))

***

В очередной раз Боуи демонстрирует великолепное единство формы и содержания. Это тем более удивительно, что песня была написана в последнюю минуту. Анджела упоминала о том, что Дэвиду пришлось встать раньше обычного, чтобы написать песню и успеть на ее запись в студию.

Во вступлении звук нарастает, приближаясь, и песня начинается не с куплета, а с шести строк запева, в котором рассказывается, как президент Джо получил власть над миром и переложил всю ответственность на чудесный суперкомпьютер. А дальше Боуи поет от лица Машины Спасения, отчаявшейся пробудить в людях собственную волю. Аранжировка разворачивается в энергичный и очень эмоциональный трек, плачущая кантилена (широкая, свободно льющаяся мелодия) куплета после гитарного соло сменяется грозными отрывистыми фразами припева.

Соло, кстати сказать, построено на мелодии, взятой из шуточной песни Боуи «Ching-a-Ling» (1969). Прошел всего один год, но разница между этими песнями, кажется, составляет несколько световых лет.

Saviour Machine / Машина Спасения

[INTRODUCTION]

President Joe once had a dream / Президенту Джо однажды приснился сон
The world held his hand, gave their pledge / Что мир вручил ему власть, он принес присягу
So he told them his scheme for a Saviour Machine / А потом предложил свой план Машины Спасения
They called it the Prayer, its answer was law / Люди назвали ее Мессией, ее слово стало законом
Its logic stopped war, gave them food / Ее разум остановил войны и голод
How they adored till it cried in its boredom / Все ее обожали, но она кричала в отчаянии

[VERSE 1]

‘Please don’t believe in me, please disagree with me / «Не верьте мне, прошу вас, не соглашайтесь
Life is too easy, a plague seems quite feasible now / Жизнь стала слишком легка, но, возможно, придет чума
or maybe a war, or I may kill you all / или, может, война… я найду, как убить вас всех

[SOLO 1]

[CHORD]

Don’t let me stay, don’t let me stay / Не позволяйте решать мне, не позволяйте
My logic says burn so send me away / Мои микросхемы в агонии, выбросите меня
Your minds are too green, I despise all I’ve seen / Ваш разум так примитивен, я презираю вас
You can’t stake your lives on a Saviour Machine / Вы не должны доверять свои жизни Машине Спасения

[SOLO 2]

[VERSE 2]

I need you flying, and I’ll show that dying / Я заставлю вас летать, я покажу, что умирающие
Is living beyond reason, sacred dimension of time / Живут за пределами логики, я управляю вашим временем
I perceive every sign, I can steal every mind / Я могу просчитать каждого, я могу похитить ваш разум

[SOLO 1]

[CHORD]

Don’t let me stay, don’t let me stay / Не позволяйте решать мне, не позволяйте
My logic says burn so send me away / Мои микросхемы в агонии, выбросите меня
Your minds are too green, I despise all I’ve seen / Ваш разум так примитивен, я презираю вас
You can’t stake your lives on a Saviour Machine / Вы не должны доверять свои жизни Машине Спасения

[OUTRO] [SOLO]

***

Хаос, творившийся во время студийных сессий, можно представить хотя бы из того факта, что до последнего момента Боуи собирался назвать свой альбом по названию этой песни — Sarvivor Machine. Песню, которая действительно стала титульной, записали в самый последний день микширования альбома.

Запись проходила в Трайдент-студии 4 мая 1970 года. В 1990 году студийная пленка была продана на аукционе. В ней этот трек именуется «The Invader» (Захватчик), а вокал Боуи перемежается «ла-ла-ла» и восклицаниями «Jazz!» и «Off!».

Как и предыдущая песня, эта не появлялась больше нигде, кроме альбома.

***

Кавер-версия от Norm ‘n Black с кадрами из «Космической Одиссеи: 2001».

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Saviour Machine: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s