The Supermen

Album version, 1970  (фото и видео в этом ролике — выступление Дэвида Боуи и его группы The Hype в клубе Roundhouse 22 февраля 1970 года)

The Supermen / Суперлюди

When all the world was very young / Когда этот мир был совсем еще юным
And mountain magic heavy hung / И волшебство спускалось с горных вершин
The supermen would walk in file / Суперлюди приходили один за другим
Guardians of a loveless isle / Охранять землю, где не знали любви
And gloomy browed with super fear / Хмурые люди, охваченные суперстрахом
Their tragic endless lives / За свое безрадостное существование
Could heave nor sigh / Без волнений, без жалоб
In solemn perverse serenity / В притворном спокойствии проводили дни
Wondrous beings chained to life / Удивительные существа, прикованные к жизни

CHORUS 1:

Strange games they would play then / Потом они начали играть в чужие игры
No death for the perfect men / Нет смерти для совершенного человека
Life rolls into one for them / Но для них выживание стало смыслом
So softly a super God cries / Поэтому их супербог тихо плачет

Where all were minds in uni-thought / Теперь все их мысли сводятся к одному
Power weird by mystics taught / Свою силу они променяли на мистику
No pain, no joy, no power too great / Без настоящей боли, без радости, без воли
Colossal strength to grasp a fate / Все усилия тратят на то, чтобы узнать
Where sad-eyed mermen tossed in slumbers / Что с ними будет там, за порогом смерти
Nightmare dreams no mortal mind could hold / Ночные кошмары измучают разум смертного
A man would tear his brother’s flesh / Человек готов растерзать своего брата
A chance to die to turn to mold / Если это даст ему шанс воскреснуть

CHORUS 2:

Far out in the red-sky / Далеко в красном небе
Far out from the sad eyes / Вдалеке от печальных глаз
Strange mad celebration / Странный, безумный праздник
So softly a super God cries / И их супербог тихо плачет

SOLO

CHORUS 3:

Far out in the red-sky / Далеко в красном небе
Far out from the sad eyes / Вдалеке от печальных глаз
Strange mad celebration / Странный, безумный праздник
So softly a super God dies / И их супербог тихо умирает

***
Первая попытка записать The Supermen была предпринята 23 марта 1970 года в Эдвижн-студии во время записи сингла Memory Of The Free Festival. Спустя два дня песня была исполнена вживую на Radio ВВС (лирика в паре строчек отличается от альбомной).

Джон Кэмбридж не смог справиться с ритмом этой песни и вскоре был уволен за профнепригодность. Место ударника занял Вуди Вудманси, именно он играет в альбомной версии этот «марш тевтонских рыцарей» с использованием тимпанов (Рихард Штраус «Так говорил Заратустра») и фанфар («Космическая Одиссея: 2001»).

Интересна история гитарного риффа, который звучит в интро и затем проходит через всю песню. Его подарил Джимми Пейдж в 1965 году во время записи сингла «I Pitty The Fool».

«В тот день у него было благодушное настроение, — рассказывал Боуи, — и он предложил: «Смотри, у меня есть рифф, но я не знаю, куда его пристроить, давай ты его выучишь, позднее может пригодится». Вот так все и было, с тех пор я использовал его несколько раз».

Эта песня исполнялась на концертах в 2004 году, так что рифф оказался удивительно живуч. Этот же рифф легко узнать в песне Боуи «Dead Man Walking». Он очень прост, построен на чередовании двух нот Фа и Ре, которые играются через октаву.

Мик Ронсон привнес в песню, между вторым и третьим припевом, гитарное соло в лучших традициях хард-рока, очень напоминает звучание гитары Брайана Мэя — такое, каким оно стало к середине 70-х.

Цитата Тони Виконти из книги Strange Fascination: «В этом альбоме нам удалось создать невероятный звуковой ландшафт… пройдет немного времени, и это станет фирменным звучанием Queen — основной вокал в сочетании с многослойным бэк-вокалом в высоком регистре и узнаваемый стиль гитарных соло».

***

Возвращаясь к лирике песни, это история падения великой цивилизации суперлюдей, которые пришли для того, чтобы дать новое учение взамен устаревшей религии, но вместо этого сами уподобились людям, переняв их страхи, слабости и пороки. Заратустра и его суперчеловек упоминались в блоге уже не раз, а вот цитата о «смерти Бога» из книги Ницше «Веселая наука», глава «Безумец»:

Разве вы не слышали о безумце, который ярким солнечным утром зажег фонарь и, выбежав на рыночную площадь, неустанно вопил: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» Многие не верующие в Бога собрались вокруг сего человека и смеялись над его поведением. Один спросил: «Он что – заблудился?» Другой сказал: «Не потерялся ли Он, как малое дитя? Может, Он прячется? Возможно, Он боится нас? Вероятно, Он отправился в путешествие или эмигрировал?» И все громко, безудержно разразились хохотом. Безумец вбежал в толпу и пронзил всех своим острым взглядом. Он закричал: «Куда подевался Бог? Я скажу вам. Вы убили Его. Вы и я. Мы все Его убийцы… Бог мертв. Он остается мертвым. Мы убили Его». Безумец утих и снова взглянул на своих слушателей. Они молчали и смотрели на него с изумлением. Бросив фонарь на землю, разбив его вдребезги, безумец произнес: «Я пришел слишком рано. Мое время еще не наступило… Это деяние отстоит от них дальше самых далеких звезд. Но все же они сами его совершили.

Поразительное заявление о смерти Бога не является доказательством атеистических убеждений. В большей мере это не размышления об отсутствии Бога, а диагноз, который Ницше поставил цивилизации своего времени. Ницше имел в виду, что из практических соображений люди уничтожили свою веру в Бога. Они убили Бога, подменив его религиозной догмой, пытаясь снять с себя ответственность за собственную судьбу и переложить ее на некие мистические силы.

Некоторые статьи в Луркмо не только интереснее, если вас не смущает лексика, но и содержательнее, чем статьи в Википедии. Про Ницше — очень рекомендую.

В 1973 году Боуи говорил: «Я написал эту песню, потому что в то время меня очень интересовала философия Ницше, но я думаю, что это, скорее, не миф из прошлого, а история будущего».

Через три года он сказал в другом интервью, что эта песня предопределила его интерес к идеологии фашизма. «Я читал Ницше и считал, что понимаю его… Я пытался «перевести» его слова на мой собственный язык, песня The Supermen была именно такой попыткой».

***

3 июня 1971 года Боуи исполнил Суперлюдей вживую на радио ВВС. Вокал в этой песне очень похож на кокни-диалект с характерной гнусавой манерой.

12 ноября 1971 года во время сессий к альбому Ziggy Stardust песня была перезаписана в более мягкой аранжировке, с акустической гитарой. Эту версию можно найти на издании альбома Hunky Dory 1990 года и в юбилейном издании Ziggy Stardust 2002 года.

1 октября 1972 года Live in Boston Music Hall (аудио, позднее запись этой песни появилась на сборнике Sound + Vision Plus CD и в юбилейном издании альбома Aladdin Sane 2003 года). Setlist: Changes, The Supermen, John I’m Only Dancing, Life On Mars?

20 октября 1972 года, Америка, Калифорния, Live at the Santa Monica Civic Center (аудио, запись радиотрансляции издана на CD)

14 октября 1997 года, Port Chester — при всем уважении к Ривзу Гэбрелсу, его гитара звучит здесь как-то совсем не к месту. Версия Reality Tour, по моему мнению, много лучше.

2004 год, Аустин, Техас (аудиобутлег, звук не очень, но это стоит послушать ради спича Боуи!)

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

The Supermen: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s