Мастер-класс: свинг-бит

Заглавная картинка — Дэвид Боуи со Стиви Рэй Воном и Найлом Роджерсом во время записи альбома Let’s Dance

Поговорим о ритме.

Holy Holy не оставила заметного следа в карьере Боуи, но в его творчестве эта песня была второй, в которой он обратился к свингу (после The Width Of The Circle), и первой, где его свинг приобрел глэм-роковое звучание.

В традиционном черном джазе каждая четверть делится на три ноты — триоль, так что ритмически мы слышим не 4/4, а приблизительно 12/8. Это нельзя точно отразить в нотной записи, т.к. синкопированные восьмые ноты на самом деле чуть-чуть длиннее, чем несинкопированные.

Глэм-рок вырос из ритма буги, в котором каждая четвертная доля делится на две восьмые ноты, акценты падают на вторую и четвертую доли такта и подчеркиваются малым барабаном.

***

Что такое Swing beat?

Бит — это равномерная пульсация. В эпоху свинга (в 30-е годы) вся танцевальная музыка строилась на фундаменте, который создавали контрабасист и стучащий в бас-барабан ударник. На их синхронное уханье — бум-бум-бум-бум — наслаивались ритмические фигуры других инструментов: ударных, духовых, клавишных. Этот равномерный ритмический скелет в соответствии с европейской традицией называли размером 4/4. Под выражением «четыре четверти» в музыковедении имеют в виду разбиение такта на четыре доли с акцентом на первую и третью, при этом первый удар сильнее третьего: бууууум-бум-буум-бум. Но в отличие от музыки XIX столетия в блюзе, джазе, рок-н-ролле и всем остальном, что от них отпочковалось, акцент ставится не на первую и третью, а на каждую долю. Иными словами, бас-барабан бьет с одинаковой силой все четыре удара: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре… (four on the floor или «прямая бочка»).

Жесткость и однообразие бита позволили остальным музыкантам играть чуть-чуть не в такт, off-beat, иначе говоря, то торопиться, то опаздывать относительно основного бита. Для чего был нужен офф-бит? Для свинга. Когда оркестр свингует, музыка летит вперед. Этот эффект связан с легкой асинхронностью баса и ритм-партии. Музыканты добивались свинга на слух, начинали и обрывали свои аккорды с фантастическим чувством неточного ритма, музыка становилась упругой и плыла.

Позже тот же свинг-эффект стали называть фанком, грувом, а в рок-н-ролле — драйвом. Groove характеризует способность музыки покачиваться и тянуть за собой. Грув — не музыкальный стиль, это — качество музыки. В неформальном словоупотреблении фанк — это веселое и довольно быстрое уханье, а грув — неспешное, но настойчивое извивание.

The Groove в исполнении Muse:

Попытки европейцев исследовать природу свинга окончились неудачей. Академический подход исключительно в области технических и метроритмических особенностей, при полном игнорировании его психофизической природы мешает правильному суждению о свинге. Поэтому музыкант с, казалось бы, отличной академической подготовкой не всегда способен понять его сущность.

***

Встреча африканской и европейской музыкальных культур была встречей культуры, порожденной мифическим мироощущением, с культурой, ориентированной на рационализм и индивидуализм европейского сознания. Свинг не был свойствен ни одной из этих музыкальных культур, но парадоксально возник в результате их смешения (диффузии). Модель мира, которую создавала эта музыка, сохраняла циклическую концепцию развития, отражающую природный ритм неизменных «возвращений», но к ней добавлялась рациональная идея прямолинейного развития, лежащая в основе концепций эволюции и историзма. В европейской музыке это выражалось обязательным вариационным развитием темы, трехчастностью формы, линеарно-гомофонной структурой и формализованной гармонической системой. Свинг явился плодом конфликта между природным и культурно-личностным, необходимостью и свободой, плотским «естеством» и духом, инстинктом и рассудком, черным и белым.

Андре Одер сформулировал пять необходимых и достаточных условий свингообразования:

1. Инфраструктура (темп и акцент)
2. Суперструктура (ритмическое равновесие фразы)
3. Правильное размещение нот
4. Расслабление
5. Драйв

1. Инфраструктура — это метрическая база любого музыкального произведения. Характеризуется метрическим размером — «фор-бит» (4/4), и темпом — модерато (116 уд/мин), который называют «свинговым темпом».

2. Суперструктура включает в себя понятие ритмического равновесия фразы или же правильного чередования синкопированных и несинкопированных нот. «Мелодическая фраза, — пишет Одер, — то зависит от основного ритма, то освобождается от этой зависимости, и это бесконечное чередование создает нарастающее впечатление ожидания, поддразнивая слушателя обещанием близкого взрыва. Однако слишком обильное синкопирование может привести к ритмической монотонности».

3. Фразы (выбор длительностей и синкопирования) должны быть тщательно сбалансированы.

4. Не существует критерия для определения степени «расслабления», но именно расслабление, как утверждает Андре Одер, придает упругость пульсации и создает эффект движения в свинге.

5. При определении пятого условия свингообразования Одер пользуется термином «драйв» (который можно перевести как «жизненный порыв»). «Он включает в себя, — пишет Одер, — комбинацию неопределенных сил, вырабатывающих своего рода «ритмические флюиды», без которых свинг в музыке заметно снижается».

Свинг еще называют «шаркающим» (shuffle) ритмом, словно кто-то идет, приволакивая ногу.

***

Ох, как трудно объяснять музыку на пальцах, перейдем к примерам))

Одним из гениально-ритмичных, идеально свингующих гитаристов был Стив Рэй Вон (Воэн). В 36 лет его жизнь трагически оборвалась из-за аварии вертолета, в котором он летел на концерт в Чикаго. Дэвид Боуи впервые услышал «Pride And Joy» на фестивале в Монтре в 1982 году, а затем пригласил Стива в качестве лид-гитариста для записи альбома Let’s Dance.

Боуи также хотел, чтобы он поехал в концертный тур Serious Moonlight, но в период репетиций отношение Стива к работе не устроило Дэвида и он уволил его, хотя оставалась всего пара дней до начала гастролей.

***

С течением времени ритмические фигуры, используемые барабанщиками, усложнялись — от классического рок-н-ролльного бита Бо Дидли до прерывистого шаффла (Half time Shuffle) из хита группы Toto «Rosanna» (песня посвящена актрисе Розанне Аркет; вспоминаем комедию «Инцидент с ограблением» 1991 года, в которой снялись Боуи и Иман).

Этот драм-паттерн Джеффа Поркаро получил название Rosanna Shuffle. В скобках обозначены ghost notes («ноты-призраки») – приглушенные, едва слышимые удары, тем не менее, играющие важную роль в ритме.

rosanna_shuffle

Но это, видимо, тот случай, когда лучше раз услышать, чем сто раз увидеть))

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s