Quicksand

«Quicksand» — как сильнодействующий яд в сладкой оболочке. Прекрасная, обманчиво простая мелодия, великолепная аранжировка и сюрреалистичная лирика, полная безысходности и отчаяния.

Джон Леннон описывал свою «Imagine», выпущенную в том же 1971 году, как «антирелигиозную, антинационалистическую, антивоенную, антикапиталистическую песню; но протест был подан в красивой обертке, чтобы понять истинный смысл, надо было вслушиваться в слова, думать над ними». Песня Леннона отражала антивоенные настроения Америки начала 70-х, но основной идеей была всеобщая любовь и единение — идеалы поколения хиппи, однако в западном обществе к тому времени уже мало кто верил в эту утопию, и само общество очень мало напоминало коммуну, связанную едиными духовными ценностями и практическими целями. У каждого человека нарастало ощущение собственной изолированности и беспомощности, апогеем этого чувства в рок-музыке станет пинкфлойдовская «Стена», которая выйдет в 1979-м.

***

Комментируя «Quicksand» в декабре 1971 года, Боуи сказал, что она была написана под впечатлением от его первой февральской поездки в Америку. «Произошла цепная реакция, когда на фоне моего энтузиазма я увидел в Америке множество таких вещей, которые мне было трудно принять. Хотя при всех проблемах, которые я носил внутри себя, эта песня вполне могла родиться в Плейнвью или в Далидже» (туристические города-игрушки в Америке и в Англии с живописной природой и прекрасной архитектурой — прим.).

Спустя несколько лет он описывал эту песню как смесь «путевых заметок и сюрреалистических образов» (предтеча альбома Low, который Боуи запишет спустя 6 лет).

Собственно, мы возвращаемся к тому, что говорилось про «Life On Mars?» Автор словно сидит в кинотеатре, подобно героине «Life on Mars», но на экране в этом случае мелькают ужасные картины. Чувствуя себя безвольной пешкой, дезориентированный, напуганный, разочарованный как политикой, так и религией, он разрывается «между светом и тьмой», между «логикой и религиозной чушью» и предвидит «гибель человечества». Автор утверждает, что жизнь — не только иллюзорна, но и бессмысленна, потому что тебе никогда не удастся постигнуть ее смысл ни с помощью религии, ни будучи ведомым гуру, ни силой своего воображения. Лирика в целом на первый взгляд кажется бессвязной и почти недоступной для понимания.

Прежде всего бросается в глаза антитеза между «Quicksand» и предыдущей «Kooks»: свет — тьма, жизнь — смерть, вера — неверие. 24-летний Боуи с мастерством алхимика, пытающегося получить философский камень, соединяет в одном флаконе древний оккультизм, современную политику и эзотерические учения; Golden Dawn приходит на смену Golden Ones из «Pretty Things», вместо a caveman из «Life On Mars» здесь мы видим a stone age man — Боуи умышленно дает эти ссылки, указывая на связи между песнями в альбоме, он заставляет думать и искать связи в других источниках. Каждая следующая песня — новый вызов. Откровенно говоря, каждый раз я приступаю к анализу с тайным страхом, что не хватит моего опыта или интеллекта, эрудиции или воображения, чтобы это осилить. И сейчас, чтобы понять символику и перевести эти три куплета, пришлось перевернуть гору литературы.

Album version

Quicksand / Зыбучие пески

I’m closer to the Golden Down / Я приблизился к Золотой Заре
Immersed in Crowley’s uniform of imagery / Мой ум погружен в мыслеформы Кроули
I’m living in a silent film / Жизнь течет как в немом кинофильме
Portraing Himmler’s sacred realm of dream reality / Реальность похожа на сновидения Гиммлера
I’m frightened by the total goal / Я в ужасе от конечной перспективы
Drawing to the ragged hole / Рисующейся в виде рваной дыры
And I ain’t got the power anymore / И больше негде искать поддержки
No I ain’t got the power anymore / Больше негде искать поддержки

I’m the twisted name on Garbo’s eyes / Я — извращенное имя на примете у Гарбо
Living proof of Churchill’s lies I’m destiny / Живой пример лживой речи Черчиля, я — рок
I’m torn between the light and dark / Я разрываюсь между светом и тьмой
Where others see their target divine symmetry / Где другие стремятся к божественной гармонии
Should I kiss the Viper’s fang / Я должен поцеловать клык гадюки/дуло пушки
Or herald loud the death of Man? / Или громко объявить о смерти Человека?
I’m sinking in the quicksand of my thought / Я тону в зыбучих песках моих мыслей
And I ain’t got the power anymore / И больше негде искать поддержки

CHORUS 1:
Don’t believe in yourself / Не верь в свою волю
Don’t deceive with belief / Не обманывайся верой
Knowledge comes with death’s release / Настоящее знание приходит со смертью

I’m not a prophet or a stone age man / Я — не пророк, не дикарь из каменного века
Just a mortal with potential of a superman I’m living on / Я — смертный с задатками суперчеловека, и я живой
I’m tethered to the logic of Homo Sapien / Я руководствуюсь человеческой логикой
Can’t take my eyes from the great salvation of bullshit faith / Я очарован религиозными бреднями о чудесном спасении
If I don’t explain what you ought to know / Если я упустил то, что ты должен знать
You can tell me all about it on the next Bardo / Сможешь мне рассказать, когда мы умрем опять
I’m sinking in the quicksand of my thought / Я тону в зыбучих песках моих мыслей
And I ain’t got the power anymore / И больше негде искать поддержки

Don’t believe in yourself / Не верь в свою волю
Don’t deceive with belief / Не обманывайся верой
Knowledge comes with death’s release / Настоящее знание приходит со смертью

Don’t believe in yourself / Не верь в свою волю
Don’t deceive with belief / Не обманывайся верой
Knowledge comes with death’s release / Настоящее знание приходит со смертью

CHORUS 4 [NO VOCALS]

***

Пойдем по порядку, первый куплет:

Golden Down и Алистер Кроули — герметический Орден Золотой Зари активно действовал в Англии в конце XIX — начале XX вв. Три его основателя были франкмасонами, членами Английского Общества Розенкрейцеров (напомню, что Эдвард Бульвер-Литтон, тоже был членом этой ложи). Первое отделение Ордена Золотой Зари было основано в Германии, где якобы нашли шифрованные манускрипты, в которых содержались схемы ритуалов. Герметизм — учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний, воли адепта тайного учения.

Тезис Алистера Кроули из Книги Закона: «Делай, что хочешь — таков Закон» восходит к основополагающим идеям герметизма, но это было позднее, после поездки Кроули в Египет, а начало его оккультным практикам положило вступление в Орден Золотой Зари в 1898 году. Пользуясь протекцией одного из основателей, он имел шансы быстро продвинуться по иерархической лестнице, но из-за своих резких высказываний, вызывающего поведения и радикальных идей в скором времени нажил двух влиятельных врагов. В конце концов это привело его покровителя к остракизму, в 1903 году произошел раскол ордена, а в 1904 году Кроули официально покинул его и удалился в Мексику, где продолжил свои магические эксперименты в одиночестве.

***
Генрих Гиммлер — потомственный бюргер, агроном по образованию, один из главных политических и военных деятелей Третьего рейха. Рейхсфюрер СС (1929—1945), рейхсминистр внутренних дел Германии (1943—1945), рейхсляйтер (1933), начальник РСХА (1942—1943).

Даже люди, знавшие его лично, не в состоянии осмысленно рассказать, каким все-таки был Гиммлер. Его образ настолько противоречив, что современники и биографы предпочли рисовать портреты сразу нескольких Гиммлеров: Гиммлера – палача, Гиммлера – добропорядочного бюргера, Гиммлера – фанатичного идеолога расизма, Гиммлера – неподкупного апостола чистоты, Гиммлера – послушного инструмента своего фюрера, Гиммлера – тайного сторонника немецкого Сопротивления.

«Этот человек – злой дух Гитлера, холодный, расчетливый, жаждущий власти. Он являлся, пожалуй, наиболее целеустремленной и одновременно зловещей фигурой третьего рейха». Так считал бывший адъютант Гитлера генерал Фридрих Хоссбах. А по мнению бывшего генерал-полковника танковых войск Хайнца Гудериана, рейхсфюрер СС был вообще каким-то «потусторонним явлением». Бывший верховный комиссар Лиги Наций по Данцигу швейцарец Карл Й. Буркхардт писал о Гиммлере: «Этого человека характеризовали гипертрофированное чувство субординации, узколобая исполнительность, нечеловеческая методичность с элементами автоматизма». Разглядывая фотографию вождя черного ордена, нацистский идеолог Альфред Розенберг вспоминал: «Мне ни разу не удалось поймать взгляд Гиммлера. Его глаза вечно бегали и моргали, скрываясь за стеклами пенсне. Сейчас же они смотрят на меня прямо с фотографии, и мне кажется, что я в них кое-что смог-таки разглядеть – коварство». Генералу-ракетчику Вальтеру Дорнбергеру, напротив, рейхсфюрер СС казался похожим «на интеллигентного школьного учителя, вовсе не способного к насилию». По его словам, Гиммлер «обладал редким талантом внимательного слушателя», был тихим, чуждым патетике, «человеком без нервов».

…Гиммлер решил, что для внутреннего единства СС, наряду с организационными мерами, ужесточением правил приема и кодексов чести, необходим корпоративный дух – превращение организации в орден. В качестве исторического образца он выбрал орден иезуитов, в котором рейхсфюрер СС нашел необходимую ему доктрину: беспрекословность повиновения и культ организации. Сходство СС с иезуитами было просто поразительным: огромные привилегии; свобода в вопросах соблюдения всемирной юрисдикции; строгие правила приема; абсолютное, слепое повиновение руководителю, который в одном случае назывался папой, а в другом – фюрером. Было у них и другое сходство. Иезуиты основали в XVII веке собственное государство среди индейских племен Парагвая, никому не подчинявшееся. Гиммлер также мечтал о создании государства Бургундии, которое не подчинялось бы рейху и имело собственное правительство, управление и армию, а также посла в Берлине. Общими для них были и возникавшие кризисы. Если у иезуитов, находившимся под покровительством католической церкви, все время появлялись новые враги, то у СС противники были даже в нацистской партии. Проблемы также оказались схожими. Так, в иезуитском ордене велись долгие споры, должен ли он стать мечом контрреформации или же стать инструментом монастырской набожности. А в СС рассматривался вопрос, быть ли ей международной закваской национал-социализма или верной собакой режима.

…Особое значение для него имело сооружение памятной стелы в честь короля Генриха Птицелова, представителя саксонской династии, покорителя славян (876-936). В день тысячелетней годовщины со дня смерти короля, 2 июля 1936 года, живой Генрих поклялся мертвому, что восточная миссия саксов будет продолжена и завершена. Годом позже он распорядился перенести останки Генриха I в Кведлинбургский собор. И каждый год в памятный день, когда раздавались звуки колокола, отбивавшего полночь, он приходил к королю на молчаливую беседу. Гиммлер использовал любую возможность «вступить в контакт» со священным мертвецом, считая, что обладает способностью заклинать духов и беседовать с ними, во всяком случае, как он говорил своему другу Керстену, «с теми из них, кому уже прошло более ста лет после смерти. Находясь в полусне, я видел появлявшийся дух короля Генриха, который давал мне ценные советы». Гиммлер столь часто занимался своим героем, что ему, наверное, стало казаться, будто бы в него действительно переселяется душа короля.

…В январе 1939 года Аненербе (неправительственное научное сообщество, созданное в 1935 году) вместе с 50 институтами, которыми оно располагало (ими руководил профессор Вурст, специалист по древним священным текстам), было включено в СС, а руководители Аненербе вошли в личный штаб Гиммлера. На исследования, проводимые в рамках Аненербе, Германия израсходовала колоссальные средства, больше, чем США на создание первой атомной бомбы. Эти исследования, пишут Л.Повель и Ж.Бержье, «охватывали огромную область, от научной деятельности в собственном смысле слова до изучения практики оккультизма, от вивисекции заключенных до шпионажа за тайными обществами. Там велись переговоры со Скорцени об организации экспедиции, целью которой должно быть похищение св. Грааля, и Гиммлер создал специальную секцию, осведомительную службу, занимавшуюся «областью сверхъестественного». Список проблем, решавшихся Аненербе, поражает воображение…».

Источник

Второй куплет:

***
«Я — извращенное имя на примете у Гарбо» — после слов о немом кино многие решили бы, что речь идет о Грете Гарбо — легендарной голливудской актрисе немого, а затем и звукового кино. Но это не так. Гарбо — псевдоним Хуана Гарсиа Пухола, испанца по происхождению, бывшего двойным агентом во время Второй мировой войны. Интересно, что Пухол получил награды от обеих воюющих сторон, Великобритания наградила его орденом Британской империи, а Германия — Железным крестом.

***
«Я живой пример лживой речи Черчилля» — 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне, Миссури, США, Уинстон Черчилль произнес ставшую знаменитой Фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчета холодной войны.

В названии речи Черчилля обыгрывается английский фразеологизм «sinews of war», означающий средства для ведения войны (буквально «сухожилия войны»), в котором слово «война» заменено на слово «мир». Первоначальный же вариант названия был «Всемирный мир» или, в другом переводе, «Мир во всем мире».

Вспоминая конец первой мировой войны, Черчилль напомнил, что в те дни были уверенность и большие надежды, что время войн навсегда прошло. Но сейчас он не чувствует такой уверенности и таких надежд. Однако, сказал Черчилль, «я отвергаю идею, что новая война неотвратима… Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». И далее: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».

Интересно, что бывший (и будущий) премьер-министр Англии, само слово «Англия» не использовал ни разу и лишь по разу использовал слова «Британия» и «Великобритания». Зато «Британское содружество и Империя» — шесть раз, «англоговорящие народы» — шесть раз, «родственные» — восемь. Во всей своей речи, написанной и прочитанной с присущим Черчиллю блеском, он активно применял запоминающиеся образы и емкие выражения — «железный занавес» и его «тень, опустившаяся на континент», «пятые колонны» и «полицейские государства», «полное послушание» и «безусловное расширение власти» и т.д. Начиная с конца 30-х годов такие эпитеты употреблялись политиками во всем мире лишь в отношении одного государства — фашистской Германии. Используя этот язык теперь в отношении СССР, Черчилль очень умело переключал негативные эмоции американского общества на нового противника.

После своего выступления Черчилль послал письмо премьер-министру К. Эттли и министру иностранных дел Э. Бовину, где, в частности, писал: «Я убежден, что некоторая демонстрация мощи и силы сопротивления необходима в целях положительного урегулирования отношений с Россией. Я предвижу, что это станет превалирующим мнением в Соединенных Штатах в ближайшем будущем». Так и произошло. Речь Черчилля была направлена на то, чтобы сохранить мировой баланс сил и не допустить развязывания новой войны, но в итоге привела к началу «холодной войны» между США и СССР и мировому расколу на два политических лагеря.

***
the Viper’s fang — дословный перевод «клык или ядовитый зуб гадюки», однако слово Viper очень часто использовалось в названиях различных видов оружия, от пистолетов до корабельных пушек.

***
«Смерть Человека» и так далее, до середины третьего куплета — аллюзии к ницшеанской «Смерти Бога», его концепциям Сверхчеловека и Вечного Возвращения.

В.А. Емелин. Ницше и постмодернизм

***
You can tell me all about it on the next Bardo — ошибочно полагать, что эта строчка имеет какое-то отношение к Брижит Бардо. На самом деле «бардо» — это аналог католического лимба, место, куда души попадают после смерти. Точнее, это промежуточное состояние между смертью и перерождением. Тибетская книга мертвых — Бардо Тхёдол — содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания до момента реинкарнации. Для каждого этапа даются специальные рекомендации.

***

Дальше — о музыке.

Студийная работа над песней начиналась с демо, где мы слышим только гитару и вокалы Боуи (несколько наложений вокальных треков в унисон).

Демо-версия

Гармоническая схема проста, но поражает, в который раз, использование тотального мажорного лада — интро и первый куплет написаны в соль-мажор, после 3-тактного бриджа второй куплет начинается в новой тональности ля-мажор, которая сохраняется до конца песни — в сочетании с этой убийственной лирикой! Боуи верен своему принципу: чем темнее текст, тем светлее мелодия; чем красивее мелодия, тем проще аккомпанемент; чем проще гармоническая схема, тем сложнее аранжировка.

В этой песне у Боуи впервые появляется виброфон — ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определенной высотой звучания. Изобретен в США в конце 1910-х годов. Обладает широкими виртуозными возможностями и используется в джазе, на эстраде и в ансамблях ударных инструментов, реже — в симфоническом оркестре и как сольный инструмент. Чтобы оценить звучание, стоит послушать сольную партию и его сочетание с другими инструментами, например, в «Либертанго» Пьяццоллы (Гари Бартон — виртуоз, выдающийся виброфонист).

Окончательная студийная версия была записана в Трайдент-студии 14 июля 1971 с четвертой попытки. Ранний микс, в котором отсутствуют некоторые струнные партии и более выражен стереоэффект, попал в Bowpromo LP.

***

Альбомный микс этой песни имеет несколько особенностей. Hunky Dory был первой самостоятельной работой Кена Скотта в качестве рок-продюсера, свою карьеру он начинал на студии Abbey Road, работая над билтовским альбомом «White Album» под началом Фила Спектора. В 1970 году Скотт продюсировал первый сольный альбом Джорджа Харрисона, снова со Спектором, который к тому времени был известен как создатель «стены звука».

Методика записи заключалась в том, что путем многократного наложения гитарных партий, сыгранных в унисон, Спектор добивался мощного, многослойного, как бы отражающегося от стены, звука. При записи оркестра звук инструментов предварительно выводился через аудиосистему в специальную комнату с резонирующими стенами и уже оттуда попадал в звукозаписывающую аппаратуру. С точки зрения микширования стена звука — это очень плотный микс, когда все пространство заполнено звуками (аранжировкой) или когда частоты растянуты по горизонтали и вертикали и перекрываются, заполняя все пространство. Вокал при этом почти не выделяется на фоне инструментала. В 60-е годы, когда все синглы записывали в моно, такой прием помогал добиться ошеломляющей глубины звучания при трансляции записи по радио, за что был признан революционным.

Методика сохранилась и продолжала развиваться и после того, как вся звукозаписывающая индустрия перешла на стерео-формат, однако в стерео, где глубина создается разделением инструментов по каналам и правильным панорамированием звука, стена звука давала, скорее, обратный эффект, делая микс более плоским и смешивая все инструменты в кашу. Поэтому отпетые меломаны Фила Спектора и, особенно, его криворуких подражателей на дух не переносят.

В качестве хрестоматийного примера стены звука предлагаю «River Deep, Mountain High» Айка с Тиной Тернер (Тина, ах, хороша!!)

***

Так вот, к чему это все: отголоски работы Кена Скотта со Спектором можно услышать в «Quicksand».

Как мы уже сказали, в интро на фоне ритм-гитары звучит виброфон, задумчиво и сюрреалистично. Первые четыре строчки куплета — ритм-гитара, следующие две — арпеджио на двух гитарах в унисон, затем резкий, отрывистый ритм и вдруг — прозрачная, невесомая гармоника на V ладу в паузе «I ain’t got the power… anymore».

В бридже две гитары, смена тональности, во втором куплете присоединяются рояль (перекликается с вокалом, повторяя часть мелодической фразы) и струнные на заднем плане, в 5-6 строках на месте арпеджио из первого куплета теперь — гитарная стена звука. К концу куплета струнные выходят вперед и в бридже солируют.

Мелодичный, довольно сдержанный припев перетекает в третий куплет. Аранжировка повторяется, но — интересная фишка — в каждом куплете изменяется фразировка, меняются длительности нот в вокальной партии: второй куплет более нервный и рваный по сравнению с первым, зато в третьем мелодия перемещается ровненькими восьмыми долями.

Затем припев дважды повторяется с вокалом, и в последнем инструментальном припеве солирующее положение, как и в интро, занимает виброфон.

В целом звучание трека очень неровное, мелодичность и распевность резко сменяются бьющим ритмом, а спокойные, тихие фразы — истерично-громкими. В некоторых моментах возникает ощущение, что вокал спорит с инструменталом или отдельные инструменты сражаются за лидерство. Светлый мажорный лад мог бы обмануть слушателя, но эта аранжировка демонстрирует неуравновешенность и психический надлом. Послушайте отчаянный рывок на «Я тону в зыбучих песках моих мыслей», а затем покорное затухание «Но у меня нет больше (пауза, чтобы сделать глоток воздуха) воли».

***
В Зигги-туре 1973 года Боуи исполнял Quicksand/Life On Mars/Memory Of A Free Festival medley, аудиобутлег из Брайтона.

Песня вернулась в концертный репертуар лишь спустя четверть века; выступая в 1997 году с акустическим сетом на BBC Radio 1, Боуи сказал: «Кто-то из группы подсказал, что мне стоит ее спеть. Я давно уже забыл о ней, но теперь я снова сделаю это для вас, ребята. Я совсем забыл — это очень хорошая песня». Позднее запись официально вышла на диске ChangesNowBowie.

На концерте в MSG к 50-летию «Quicksand» прозвучала дуэтом с Робертом Смитом (Cure). Позднее Смит рассказывал NME, что «трудно было выбрать песню для дуэта, которая подошла бы нам обоим. Дэвид позвонил мне и спросил: «Какую песню ты хотел бы спеть?» Я стал перечислять названия Dirve In Saturday, Young Americans и т.д. И вдруг он сказал: «А как насчет Quicksand?» Я аж на месте подпрыгнул».

После этого песня (транспонированная по сравнению с альбомным вариантом в более низкую тональность, с гитарным интро из «Bewlay Brothers») стала постоянным номером в сет-листе Earthling-тура.

Shepherds Bush Empire 12/08/1997

Port Chester 14/10/1997

Затем она снова исполнялась во второй части Reality-тура, но Боуи уже без гитары, только вокал.

Quicksand / Days — Токио, 08/03/2004

Quicksand / Modern Love — Wantagh, 04/06/2004, один из последних состоявшихся концертов. В том туре и вообще(((

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Quicksand: 3 комментария

  1. Уведомление: The Bewlay Brothers — David Bowie Is

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s