BAAL (1982, BBC, Alan Clarke)

• BBC Television, 2 February 1982 • Director: Alan Clarke • Writer: Bertolt Brecht (Translation: John Willett; TV Adaptation: John Willett, Alan Clarke) • Starring: David Bowie, Jonathan Kent, Juliet Hammond-Hill, Zoe Wanamaker, Tracey Childs, Robert Austin, Russell Wootton, Julian Wadham, Paola Dionisotti, Polly James, Leon Lissek

О режиссере

jmdwhsebxz4tow7tw11bua-article

Алан Кларк (28 октября 1935 — 24 июля 1990) — режиссер, продюсер и сценарист, одна из наиболее независимых и контроверсивных фигур на британском телевидении. В 60-х он поставил несколько пьес в театре, а в начале 70-х начал работать на ВВС.

Кларк родился в Англии и работал в Лондоне, однако он был хорошо осведомлен о волнах насилия, которые выплескивались на улицы Дублина, убивая и калеча невинных людей; потом насилие продолжалось в тюрьмах Британии, где содержались политзаключенные. Не поддерживая методы борьбы ИРА, он также считал глубоко ошибочными действия британского правительства. И вся эта ситуация постоянно, остро угнетала его.

В своем творчестве Кларк концентрировался на остросоциальных и политических темах, снимая в основном для телевидения, но это никак не умаляет качество материала. Загадкой остается то, как ему удавалось находить деньги на свои проекты, ведь консервативные чиновники, которые заправляли делами на ВВС, просто на дух его не переносили. То же можно сказать и о профессиональных критиках.

В том же 1982 году, когда был показан «Ваал», Алан Кларк снял фильм «Сделано в Британии» — о бунтующей молодежи, где главного героя-скинхеда сыграл юный Тим Рот. Это была его первая актерская работа. Любопытно, что именно в этом фильме Кларк нашел свой неповторимый визуальный стиль, используя стедикам (переносную камеру со стабилизатором в виде штатива особой конструкции) и снимая сцены в непрерывном движении. Его радикальный стиль съемки повлиял на последующие поколения режиссеров, включая Пола Гринграсса, Хармони Корина, Бена Уитли и Гаса Ван Сента.

Статья Пола Гринграсса об Алане Кларке в русском переводе

После «Ваала» Кларк снял еще несколько фильмов, в том числе, «Фирма» (1988) с Гэри Олдменом в главной роли. Последним стал «Слон», выпущенный в 1989 году. Спустя год Алан Кларк умер от скоротечного рака легких.

«Ваал» Бертольта Брехта

brecht03Бертольт Брехт написал «Ваала» в 1918 году, когда ему было 19 лет, во время учебы в Мюнхенском университете. Она была ответом на экспрессионистскую пьесу Ганса Йоста «Одиночка», в которой молодой неизвестный художник вел распутную жизнь. Затем он глубоко раскаивается, и в конце концов умирает в мире и покое, с Богом в душе. В отличие от него, брехтовский Ваал представлен монстром чувственности и эгоизма, пьяницей, методично пропивающим свой талант. Эгоцентричный Ваал отрицает мораль, ему совершенно чуждо чувство вины или раскаяние. И его смерть в пьесе Брехта выглядит не как заслуженное наказание, а скорее как избавление героя от него самого.

Оригинальный текст «Ваала» является всего лишь учебной работой, в 1922 году Брехт переделал его в более сбалансированную и продуманную пьесу, расширив сюжет. И еще один вариант был написан в 1926 году. Однако Луис Маркс и Алан Кларк взялись за адаптацию именно ранней версии.

Предыстория

Вскоре после записи сингла «Under Pressure» с группой Queen в июле 1981 года Дэвид Боуи приехал в Лондон, чтобы сыграть роль Ваала в телеспектакле ВВС. Предварительно в Монтре побывали продюсер Луис Маркс и режиссер Алан Кларк, чтобы лично переговорить с Боуи и предложить ему участвовать в этом проекте. Боуи был впечатлен режиссерскими работами Кларка и согласился без колебаний. В интервью 1983 года, после съемок в фильме «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», он говорил: «Мне всегда хотелось играть персонажей, в которых есть некая эмоциональная или физическая ущербность. Кажется, они удаются мне лучше всего. Не думаю, что в будущем я стану сниматься чаще, чем сейчас, поэтому в каждом фильме я хочу выкладываться по максимуму. И играть такие роли, в которых я смогу раскрыться».

Смерть Джона Леннона была тогда еще слишком свежа в памяти Боуи, который после этого события долго отходил от шока, укрывшись в своем особняке в Швейцарии. «Он попросил для себя лимузин и надежную охрану, — вспоминал Маркс. — Он хотел быть уверенным в своей приватности и в безопасности своих близких. Конечно, мы смогли все это ему обеспечить. С другой стороны, могу добавить, что за свою работу он получал точно такую же оплату, как все остальные актеры. Он работал за стандартный гонорар ВВС, который по его меркам был смехотворно мал».

Продакшен и запись музыки

Репетиции продолжались в течение месяца, после чего съемки телеверсии начались в жарком августе 1981 года и заняли пять съемочных дней. На площадке вместе с Боуи были Джонатан Кент (Экхарт), Зои Ванамейкер (Софи), Джульет Хаммонд-Хилл (Эмили).

«Он был актером среди других актеров, — рассказывал Маркс. — Он был там все время. Не было никаких проблем с его «звездностью». Однако под конец он был полностью вымотан. В студии стояла жара, как в пекле, но Алан был перфекционистом, и каждую сцену мы переснимали минимум по пять раз. В последний из пяти дней мы собирались записывать песни, пришли в студию рано утром, но оказалось, что в подвале затеяли ремонт, включили электродрель и нам пришлось выжидать полдня, пока они закончат. Мы приступили к работе после обеда и закончили лишь к ночи. На Дэвиде были надеты плотные штаны и жаркие сапоги, ему пришлось провести в них весь день, но мы так и не услышали от него ни единой жалобы».

Помимо сапог, образ Ваала включал в себя клочковатую бороду, которая от пота, стекавшего по лицу Боуи, все время норовила отклеиться, а также неудобные брекеты с гнилыми зубами, в которых Боуи пришлось говорить и петь, сохраняя нормальную дикцию.

«Ваал» был написан Брехтом до того как он познакомился с Куртом Вайлем, и все песни в спектакле, кроме одной, были аранжированы Домиником Малдауни. Боуи, который описывал Ваала как «супер-панка», спел от его лица пять песен как средневековый менестрель, аккомпанируя себе на банджо. После окончания съемок, в сентябре 1981-го Дэвид перебрался в Ганза-студию, чтобы записать с оркестром «Baal» EP, который RCA выпустили в феврале 1982 года, одновременно с трансляцией пьесы по британскому телевидению.

«Ваал — тот, кто живет на всю катушку, не задумываясь о завтрашнем дне, — говорил Луис Маркс на Радио Таймс. — Он похож на современную рок-звезду. Мы понимали, что для этой роли нужен кто-то, кто точно знает, что значит быть звездой, кто сможет увидеть в Ваале свое отражение. Боуи был идеален… Он сыграл его невероятно естественно. Кроме того, он был увлечен театром Бертольта Брехта. Он читал его пьесы и особенно интересовался тем, что происходило в театре и живописи в Германии перед Первой мировой войной. Он инстинктивно понимал и хорошо чувствовал этот персонаж».

Стилистические особенности

«Ваал» — бескомпромиссная постановка, до сегодняшнего дня не имеющая стилистических аналогов на телевидении. В ней использованы все средства театра: рисующий театральный свет, съемочные павильоны оформлены в театральном стиле, обстановка стилизована под театральные декорации; предметы намеренно выглядят ненатурально, как театральный реквизит; костюмы героев — это именно театральные костюмы. Использованные Кларком телевизионные средства отличаются от тех, которые обычно применяются в телефильмах. Он снимает удаленной камерой, с минимумом крупных планов и монтажных переходов. Зритель чувствует себя отстраненным, как будто он находится в зале и смотрит на сцену со своего места. Действие пьесы делится на акты, между которыми — в своеобразных интермедиях — Боуи поет, оставаясь в образе Ваала, но как бы комментируя его жизнь с позиции стороннего наблюдателя. Изображение на экране разделено рамкой, в правой части которой появляются другие герои пьесы или же надписи-заголовки к следующему акту.

Как и в пьесе Брехта, в телеспектакле Ваал не является реалистичным персонажем, он — совокупность собственной поэзии и окружающих его символов. И Дэвид Боуи играет соответственно. Однако в его представлении этого персонажа чувствуется скрытая глубина: острый, живой ум, понимание всех мотивов, которые движут людьми, мрачная решимость ничего не прощать этому миру, где он не может найти ни покоя для себя, ни достойного приложения для своих талантов. Кажется, он сознательно стремится убить в себе дар поэта и избавиться от малейших проблесков сострадания к другим людям. Ни к кому не привязываться, ничего не чувствовать, чтобы никогда не страдать. Сцена смерти Ваала, когда Боуи, будучи в кадре один, ползет по полу к выходу, в полной тишине, разрываемой лишь его рычанием (ранее в одном из диалогов Ваал сравнивает себя с волком) и стонами, реалистична до мурашек и несомненно достойна самой высокой похвалы.

Критика в прессе

Руководство ВВС приняло «Ваала» со скрипом, в эфирную сетку его поставили на 2 марта 1982 года, и как раз на то время, когда по радио шла пьеса «Путешествие с моим отцом» с Лоуренсом Оливье.

«Прошлым вечером в эфире состоялось абсурдное состязание Лорда Оливье, нашего величайшего актера, живой легенды, с Дэвидом Боуи, профессиональным извращенцем, рок-идолом и актером по совместительству», — написала Хилари Кингсли в Daily Mirror. Телепостановку она назвала полным провалом, продолжив: «Не поверю, что даже самые одурманенные фанаты Боуи смогли вытерпеть это зрелище дольше нескольких минут. Герой — поэт-бродяга, преследующий немецкое высшее общество, гнилой во всех смыслах: пьяница, всезнайка, соблазнитель, убийца. То, что ВВС решили потратить средства на эту отталкивающую и справедливо проигнорированную постановку, вызывает серьезное беспокойство».

Другие издания были менее категоричны, хотя общий смысл рецензий мало отличался. Некоторые критики снисходительно хвалили Дэвида Боуи, поливая при этом грязью Алана Кларка. The Sun выразили общее настроение публики: «Боуи подтвердил, что он талантливый актер. Но зачем было выбирать для этого такую ужасную пьесу!»

«Ваала» не транслировали больше ни разу, вплоть до 2002 года, когда в Национальном Кинематографическом Центре состоялся ретроспективный показ фильмов Алана Кларка. Примерно с этого времени в сети начали появляться записи «Ваала» в плохом или очень плохом качестве. Наконец, в 2016 году в Британии была выпущена фильмография Алана Кларка в виде бокс-сета из 12 DVD-дисков, по два фильма на каждом.

«Ваал» на русском

Я писала об этом телеспектакле раньше Bowie at the BBC “Baal” — там можно посмотреть галерею фотографий и скринов, когда пыталась заинтересовать народ в покупке бокс-сета Алана Кларка для последующего перевода «Ваала» на русский. Могу сказать, что заинтересованные люди нашлись, с их помощью мне удалось выполнить все задуманное. Надеюсь, что не только я, но и многие-многие поклонники Дэвида Боуи будут им благодарны.

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

BAAL (1982, BBC, Alan Clarke): 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s