Энциклопедия музыки: соул

Хотя соул и фанк — не что иное как разновидности предшествовавшего року ритм-энд-блюза, это не направления внутри рок-музыки, а совершенно отдельные стили, отличающиеся от рока и по музыкальным характеристикам, и по социальному и культурному содержанию. В социокультурном плане рок стал выражением «молодежной революции» 60-х, а фанк и соул — борьбы за гражданские права афроамериканцев. Оба движения существовали не только параллельно, но и в постоянном диалоге и при взаимном влиянии. Революция в сознании, левый радикализм, психоделия, нонконформизм и эпатаж в поведении, — все это черная молодежь заимствовала у белой, и наоборот — элементы «черной культуры» обыгрывались белой протестующей молодежью, как внешнее проявление «альтернативности» и источник бунтарской энергии. Вообще в рок-музыке отрицание мещанского образа жизни строится как декларативная солидарность с отверженными и не вписывающимися в стандарты господствующей культуры слоями общества, и афроамериканская культура для этого подходила идеально.

Музыка соул — это своеобразная реакция на превращение ритм-энд-блюза в адресованный белой молодежной аудитории рок-н-ролл, возвращение черных исполнителей ритм-энд-блюза к «корням»: к госпелз и блюзу.

Основоположниками соул во второй половине 50-х стали слепой чернокожий певец и пианист Рэй Чарльз («крестный отец соула», который шокировал черную общину Америки, положив лирические тексты на музыку религиозных песнопений-госпелз), Сэм Кук и Джеймс Браун. К началу 60-х соул стал ведущим направлением в афроамериканской популярной музыке.

Песня, которая, как считается, в 1954 году положила начало жанру соул-мьюзик — Ray Charles’ 1954 song I’ve Got a Woman (Way Across Town).

Соул отличается напористым вокалом, украшенным мелизмами – длинными мелодическими фрагментами, исполненными на одном дыхании и на один слог текста, и специфическими вокальными пассажами, которые дилетанты называют «подвыванием», а музыканты — «подтягами». Из афроамериканского церковного пения (а еще точнее — из далекого африканского наследия) в соул пришел диалог солиста и вокальной группы (репонсорная перекличка, подпевки в стиле ду-уоп). Риффы — повторяющиеся ритмико-мелодические рисунки — исполняются не на гитаре, как в рок-музыке, а играющими в унисон медными духовыми. В соул присутствуют и некоторые элементы джаза.

Соул разделяется на множество сильно различающихся локальных стилей, главными из которых стали названные по выпускающим их студиям грамзаписи «Мотаун» и «Стэкс». Фирма «Мотаун» (Motown) — самая успешная в истории американской «черной» музыки — возникла в 1959 году в Детройте, центре автомобильной промышленности США (отсюда и название — Детройт называют «Городом моторов»). «Мотаун» сделала ставку на врастание соула в мейнстрим американской поп-музыки. Среди ее звезд — Дайана Росс, Стиви Уандер, «Тэмптейшенз» и знаменитое семейство Джексонов.

В 1971 «Мотаун» перебирается в Лос-Анджелес, а в конце 70-х популярность соул падает, и фирма переходит в руки компании MCA. Лейбл «Стэкс» (1960 — 1975, название составлено из имен основателей фирмы) работал на Юге, в Мемфисе и выпускал более близкий к «корням» ритм-энд-блюза и эмоциональный вариант соул-музыки. Самым ярким представителем «мемфисского саунда» был Отис Рэддинг, трагически погибший в авиакатастрофе на пике своей популярности.

«Королевой соула» называют Эриту (Ариту) Франклин. Дочь баптистского священника, друга Мартина Лютера Кинга, прославившегося эмоциональными проповедями, которые он декламировал, сбиваясь то на крик, то на хриплое пение, Эрита с детства впитала дух госпелз, помогая отцу «на подпевках». Эрита Франклин принесла в музыку соул свойственный госпелз дух мистических озарений и религиозного экстаза. Активная участница движения за гражданские права (именно ее пригласили петь на похоронах Д-ра Кинга), в годы коммерциализации соула Эрита Франклин вновь обратилась к госпелз.

Ярчайшим представителем южной музыки суол (deep-soul, country-soul) является Соломон Берк.

Нельзя также не упомянуть Нину Симон (Nina Simone, наст. имя Eunice Kathleen Waymon, 1933 — 2003), первые ее альбомы представляют собою лучшие образцы музыки соул, хотя больше она известна как джазовая певица и композитор.

В 60-е годы в США разворачивается борьба за гражданские права. Законодательно расовое неравноправие было к началу 60-х ликвидировано, но негласно, на бытовом уровне, пережитки расизма, особенно на Юге, отводили афроамериканцам место людей второго сорта. В этой борьбе важнейшую роль сыграла художественная культура черных американцев, и в первую очередь музыка. Важнейшей задачей было вернуть афроамериканцам гордость за свое происхождение и культуру, ведь несколько веков черным американцам внушали, что они происходят от не имевших собственной истории дикарей и должны смиренно усваивать западную культуру, чтобы «стать людьми». Появился лозунг «Черное — прекрасно!» Среди афроамериканцев распространяется мода на «африканский» стиль в прическе, одежде, музыке, начинается проповедь «черной эстетики» и «исконно африканских» (на деле придуманных радикальной интеллигенцией) обычаев и даже религии (например, «Нации Ислама» или же «Черных мусульман»).

Предполагалось, что черный человек хоть и не дал миру репрессивных государственных систем и рискованных технических открытий, зато отличается особой духовностью и душевностью, которые и спасут человечество. Отсюда все, что относилось к «черной культуре» — от псевдоафриканских рубах до пышных курчавых причесок в стиле «афро» и кухни — стали называть словом «соул» (от soul — «душа»), друг друга — соул-братьями, а самый популярный среди черной общины музыкальный стиль, естественно, был назван музыкой «соул». Разумеется, в те годы соул не мог быть вне политики: песни соул выражают стремление к равноправию и самоуважению. «Я требую уважения!» — заявлялось в перепетом Эритой Франклин хите Отиса Рэддинга.

При всей популярности в 60-е годы соул остается музыкой афроамериканцев: многие хиты соула, а затем и фанка занимают первые строчки хит-парадов в категории «ритм-энд-блюз», но не входят в поп-чарты. Отсюда и желание хозяев «черного шоу-бизнеса» расширить аудиторию, пригладив свой «продукт» и устранив «этнический» привкус. Постепенно соул теряет социальный пафос, а заодно и будоражащую энергетику, которые переходят к отпочковавшемуся от него фанку. Музыка соул отличается все более сложными аранжировками с большим числом инструментов, изысканными гармониями, навязчивой мелодией и гладким сладкоголосым пением. Хорошо поставленные голоса и тонкая нюансировка сменяют идущую от госпелз страстную надрывную манеру исполнения.

«Фабрика соула» «Мотаун» превращается в хит-конвейер, напоминающий сборочную линию автозавода «Крайслер» в родном Детройте: песня последовательно проходит через руки специализированных и анонимных «бригад» — песенники, текстовики, аранжировщики, сессионные музыканты, звукорежиссеры, — доводящих продукт до стандартов, соответствующих запросам широкой аудитории: «мотаунского формата». При этом проявляется вечный парадокс популярной музыки: с коммерциализацией и потаканием массовым вкусам выхолащивается живое страстное содержание, а в итоге падает и популярность.

С одной стороны, соул порождает упрощенный танцевальный поп, с другой — высокопрофессиональную «современную городскую музыку» (urban contemporary music) для «умиротворяющего прослушивания». Это название — не путать с «современной музыкой для взрослых» (adult contemporary), которая тоже является мягким высокопрофессиональным стилем, но ее истоки лежат в рок-музыке — появилось, чтобы спрятать «черные корни» соула и сделать его более приемлемым для белой аудитории — точно так же, как в середине 50-х вместо ритм-энд-блюза адресованную белой Америке музыку стали называть рок-н-роллом. Звездами современной городской музыки стали Дженет Джексон, Билли Оушен и Уитни Хьюстон.

Поскольку в США соул воспринимался как этнический стиль, его исполнение белыми певцами получило название «голубоглазый соул» (Blue-Eyed Soul). Направление возникло в середине 60-х, первыми представителями «белого соула» были дуэт «Братья-праведники» (Righteous Brothers), «Плутишки» (The Rascals) и «Обычная белая группа» (Average White Band). Элементы этого стиля иногда обнаруживают у Дженис Джоплин и Джо Коккера, хотя вернее отнести их к «белому блюзу». Интересно, что в музыкальном отношении «голубоглазый соул» точно соответствовал оригиналу, но если черный соул — это солист или вокальный коллектив в сопровождении инструменталистов, то в духе той эпохи «белый соул» — это группа, своего рода самодостаточная община.

Позднее «голубоглазый соул» исполняли Дасти Спрингфилд, Ван Моррисон, Дэвид Боуи (в альбоме Young Americans, 1975) и Джордж Майкл.

Реклама

Автор

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Энциклопедия музыки: соул: 7 комментариев

    1. Спасибо, Мари! Мне очень хочется писать дальше о песнях из TND, но пока никак не удается выбраться из постоянного цейтнота в работе по заказам. Вот и пощу свои старые статьи для любителей музыкальных «подробностей», чтобы блог не простаивал))

      Нравится

  1. Интересно! Замечательная музыка, очень доступная и эмоциональная — если говорить об истоках. А кого можно было бы назвать достойными представителями соула из современных музыкантов? У меня, к сожалению, не хватает терпения слушать современный соул/рнб, особенно раздражают примеси хип-хопа (хоть у него те же корни) и вот этот их сиропно-скрипучий вокал — беее:)))) Какой-то масс-маркет…

    Нравится 1 человек

    1. Соул выродился в, так называемый, нео-соул, особенности которого ты подметила очень точно,)) Я не говорю, что хип-хоп — это плохо, но для меня это чисто танцевальная музыка, которая не дает никакой пищи для ума и сердца. Соул-музыка стала для меня историей после 2009 года, когда умер Джексон, следом за ним Уитни, потом Джордж Майкл и Принс… Ушла эпоха.

      Нравится

  2. Я недавно в ютубе наткнулась на канал » дизайнера вокала » из Киева и она там про разные вокальные техники рассказывает . И я теперь слушаю и подмечаю кто что делает в своих песнях . Например в голосе Эми Уайнхаус я замечаю больше таких примочек , чем у Ареты . Теперь я поняла , что такое надрывная манера госпелс. В Лондоне я слышала настоящий госпелс хор ! Это такой кайф !!!! Одно из самых сильных эмоциональных музыкальных впечатлений от музыки в моей жизни !

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s