Как Боуи превратил свой “приемлемый” голос в мощный инструмент

openculture.com

Верите вы или нет, но судьба была против того, чтобы Дэвид Боуи стал международной звездой. Когда, наконец, это случилось – после выхода в 1972 году альбома Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, – ему было 25 лет, для поп-звезды это довольно зрелый возраст. К тому времени он уже записал четыре сольных альбома; первый из них полностью провалился, второй породил одноименный хит, песню “Space Oddity”, и мог бы стать для него прорывом, но этого не произошло.

“Мало кто осознает, – говорит Джарвис Кокер в документальном фильме ВВС 2012 года, – что до триумфа с Зигги он тщетно пытался добиться успеха в течение 10 лет”.

Он выступал с разными группами под своим собственным именем Дэйви Джонс, но, как оказалось, это сценическое имя было уже занято другим популярным артистом. Если бы не невероятное упорство Боуи, если бы он не изменил имя и стиль, что в конце концов привело к его изобретению марсианского глэм-рокера, он мог бы так и остаться “певцом одного хита”, и великолепные альбомы The Man Who Sold the World и Hunky Dory были бы известны лишь среди самых повернутых фанатов.

Помимо трудностей с поиском ниши, Боуи не был одаренным от природы вокалистом, к тому же, ему не нравилось выступать на сцене. Школьные учителя музыки отмечали в нем “яркую артистичность”, но вокальные способности оценивали как “очень средние”. Педагог по вокалу Лиза Попейл считает, что “со временем он развил выразительность и интонационную точность, но его пение никогда не отличалось точным попаданием в ноты”.

Сейчас такие тонкости мало кого волнуют, поскольку практически любой вокал можно заставить звучать профессионально при помощи компьютерного автотюнинга, но в прежние аналоговые времена певцы не могли полагаться на технологии, которые делали бы их вокал лучше, чем он был в реальности. В отличие от большинства молодых, амбициозных парней, рвавшихся в поп-звезды, Боуи признавался в интервью 2003 года в программе CBS “60 минут”, что ему не особенно нравился его собственный голос, и поначалу он не собирался становиться сольным артистом.

“Я хотел писать песни и музыку – вот что действительно мне нравилось и в чем я считал себя лучшим. Но так как больше никто не мог исполнять мои песни так, как нужно, пришлось заняться этим самому”.

В итоге застенчивый, любивший уединение Боуи бесстрашно принял вызов. “Театральное чутье делало его вокальное исполнение эмоциональным и запоминающимся, поднимая его, как вокалиста, на самый высокий уровень”, – пишет дальше Попейл.

И эти слова – не преувеличение, скорее, наоборот. Певцы и музыканты, которые только начинают свою карьеру, могли бы многому поучиться у Боуи. Прежде всего, тому, что не обязательно быть вундеркиндом или отъявленным экстравертом, чтобы следовать своей страсти к музыке. Постоянно оттачивая вокальные навыки, Боуи достиг совершенства во владении своим призрачным баритоном и превратил свой звенящий тенор в мощный певческий инструмент.

Мы подобрали ролики с изолированным вокальными треками, спетыми им на протяжении всей карьеры. Вокальный микс из “Life on Mars” показывает, что, хотя его голос еще не отполирован и чуть дрожит, он обладает хорошим тембром и диапазоном. Далее мы слышим, как Боуи дурачится в кабинке во время записи вокала к песне “Space Oddity”, ставшей его первым хитом. В куплете голос звучит немного хрипло, но в припеве набирает полную силу. В треке “Starman” из альбома Ziggy Stardust, который был записан три года спустя, слышно намного больше уверенности и контроля. Через 10 лет в песне “Modern Love” Боуи предстает перед нами уже как настоящий мастер, а в “Under Pressure” он практически не уступает Фредди Меркьюри, которого называют лучшим рок-певцом всех времен и народов.

В “Golden Years” Боуи демонстрирует полный вокальный диапазон, от глубокого баритона до фальцета.

Его голос неизбежно слабел с возрастом, а также в связи с тяжелой болезнью последних лет, но при этом никогда не терял способности выражать в песнях широчайший спектр эмоций. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать рваные вокальные треки в последнем альбоме, особенно, пугающий сингл “Lazarus”, который подвел итог работы его жизни.

В фильме “Последние пять лет” есть фрагмент из клипа, когда он лежит в постели, с повязкой на глазах, и поет акапелла: “Посмотрите сюда, я в опасности / Мне больше нечего терять”. Нельзя не заметить, что ему тяжело не только петь, но и просто дышать, однако характерный вокальный стиль Боуи все так же моментально узнаваем и глубоко трогателен, как и был всегда.


Бонус к статье

Другие вокальные треки Дэвида Боуи можно найти на ютьюб-каналах Bowie Vocals и Jacob.

Published by

bowiepages

I like beautiful melodies telling me terrible things.

Leave a comment